МОАУ «СОШ №54 г. Орска» (Дошкольные группы)

"Развитие дружеских взаимоотношений в детском коллективе старшего возраста на примерах героев сказок"методические рекомендации воспитателя МОАУ "СОШ № 54 г.Орска" (ДГ) Устимович И.Г.


 «Развитие дружеских взаимоотношений в детском коллективе старших дошкольников на примерах героев сказок» методические рекомендации воспитателя МОАУ "СОШ № 54 г.Орска" (ДГ) Устимович И.Г.  с презентацией опыта работы по данной проблеме, представленные на городской творческой площадке "Ознакомление дошкольников с детской художественной литературой" для молодых специалистов ДО

Дружеские отношения - личностное качество, которое в российской системе дошкольного образования по-прежнему считается важнейшей целью воспитания. Дружеские отношения - это отношения, в которых ребенку надо  быть общительным, внимательным, гостеприимным, уважать людей, заботиться о друзьях (даже если они тебя об этом не просят), делиться всем, что у тебя есть, разрешать конфликты мирным путем, уметь находить друзей, проявлять внимание к робким и застенчивым, улыбаться людям.

Благодаря формированию дружеских отношений дошкольника можно научить воспринимать окружающих людей как заботливых, надежных, воспитать у него базовое доверие к социальному миру, сформировать широкий диапазон взаимоотношений во время игр, совместной трудовой деятельности, на занятиях. Сказки являются важным воспитательным средством в течении столетий и проверенным народом. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Многочисленные исследования, среди которых исследования Н.С Каршинской, Л.Н. Стрелковой, А.М. Виноградовой показывают что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые ими сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Самыми целесообразными формами и методами в плане формирования дружеских взаимоотношений у детей являются те, которые позволяют вовлекать детей в деятельность, а именно инсценировка сказки, где в игровой деятельности имитирующей взаимоотношения между сказочными героями, последние помогают ребенку войти в мир человеческого общения.

Проблема возникновения опыта работы:

v Выбор темы опыта обусловлен тем, что в условиях реализации ФГОС ДО одной из задач является создание благоприятных условий развития детей с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

v Необходимость формирования нового детского коллектива при открытии дошкольных групп при школе

v Создание положительного микроклимата в  группе, развития дружеских взаимоотношений между детьми и взрослыми

v самая большая опасность, подстерегающее наше общество сегодня – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, дружбе

Длительность работы над опытом.

2012 - 2013 уч.г. - выявление проблемы, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач (тестирование родителей, диагностическое обследование детей, изучение методической и специальной литературы по данной теме).

2013 - 2014 уч.г. - выбор методов и форм работы по решению поставленных задач, корректировка задач, составление картотек, разработка конспектов,  сценариев мероприятий.

2014-2015 уч.г. - обобщение опыта, оценка результатов (диагностическое обследование), описание опыта.

Новизнаданного опыта работы заключается в систематизации работы по взаимодействию воспитателя с детьми, направленной на развитие дружеских отношений посредством  работы  со сказкой.

 цель моего опыта:  Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе средствами  детской  художественной литературы

Для реализации цели были выделены следующие задачи, которые представлены на слайде

Сказка не дает прямых наставлений детям по типу «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании заложен урок который они постепенно воспринимают. Н-р «Репка»- учит быть дружными, трудолюбивыми. «Маша и медведь»- предостерегает  одним нельзя ходить можно попасть в беду, а уж если так случилось то не нужно отчаиваться, а нужно найти выход из сложившейся ситуации. ««Теремок», «Зимовье зверей»- учат дружить, «Гуси –лебеди», «Сестрица -Аленушка и братец -  Иванушка» учат слушаться родителей и старших, «Хаврошечка» -говорит о том что трудолюбие всегда вознаграждается. Сказка помогает ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызываемое стремлением подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребенка определенные моральные установки.  В своей работе я использую различные формы и методы, которые представлены на слайде.

Были подобраны сказки с нравственной направленностью формирующие дружеские взаимоотношения, забота друг о друге, помощь друг другу, послушание и ответственность, воспитание честности и правдивости, умение быть трудолюбивыми и дружными. В.Катаев «Цветик – семицветик», «Хаврошечка», «Лиса и кувшин», « Гуси-лебеди», « Заяц хвастун», «Беляночка и Розочка», Г.Х. Андерсен « Дюймовочка»,  «Три поросенка», «Заюшкина избушке», «Кот, петух и лиса», В. Сутеев «Под грибом», «Мешок яблок», «Палочка выручалочка», «Морозко», «Иван – царевич и Серый волк»  и другие.

Была так же подобрана картотека игр по теме, разработаны дидактические игры «Цветик – семицветик» (мои пожелания лучшему другу), «Веер комплементов», «Коврик комплементов», «Поле чудес», «Я хочу быть похожим», «Угадай сказку по высказыванию».

Продемонстрирована  авторские дидактические  пособия «Лучики настроения», «Капельки честного слова» Цель: создать условия для развития у детей положительного самоощущения, развитие речевых навыков общения.

Включение родителей воспитанников в образовательный процесс

Цель: Сотрудничество с ребенком в в коллективных делах, повышение педагогической компетентности родителей, обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в совместных мероприятиях.

Итоги и результаты работы. Работая по этой теме мне удалось сформировать интересный дружный детский коллектив. Ребята стали более отзывчивыми, добрыми, сплоченными, что не наблюдалось когда они в первый раз пришли в детский сад. У ребят стали появляться общие интересы, желание выполнять поставленные задачи сообща. Стало больше появляться детских инициатив. Н-р  ребята ми было предложено пронаблюдать за жизнью гусеницы.  Дети каждый день приносили травинки, следили за ее состоянием. И какое их было удивление когда появилась бабочка, которую они затем выпустили в природу. Дети стали замечать не только плохие или хорошие поступки сверстников, но и  оценивать свои. Стала проявляться забота ребят не только о себе, но и о своих сверстниках, а так же и о малышах младшей группы. Я считаю что работа была проведена не зря и на данном этапе тема была выбрана правильно. Отсюда следует, что роль сказки в развитии ребенка очень велика. Чтение, рассказывание,  обыгрывание и пересказывание сказки ребенку дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое развитие. Чтение  развивает художественно речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представление о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника, формируя дружеские отношения в коллективе сверстников, развивая полноценную личность ребенка.

Перспективы дальнейшей работы:  Продолжать развивать полученные навыки эффективного взаимодействия детей через понятие «Дружба» используя  методы и приемы работы и игр со сказкой.

 

21 октября 2016 в 14:30

Прикреплённые файлы:

Документ: "Развитие дружеских взаимоотношений в детском коллективе старшего возраста на примерах героев сказок"методические рекомендации воспитателя МОАУ "СОШ № 54 г.Орска" (ДГ) Устимович И.Г.

Описание файла:

Файл называется: opyt-raboty-ustimovich-ig-sosh-54_07876.pptx

Это официальный файл организации «МОАУ «СОШ №54 г. Орска» (Дошкольные группы)», в нём содержится "Развитие дружеских взаимоотношений в детском коллективе старшего возраста на примерах героев сказок"методические рекомендации воспитателя МОАУ "СОШ № 54 г.Орска" (ДГ) Устимович И.Г..

Размер файла: 13,87 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.